На выборах главы Мурманской области применяется «муниципальный фильтр». Что это и как работает?
Слово руководителю Штаба общественного наблюдения за выборами в Мурманской области, члену Общественной палаты РФ Николаю Доронину:
«Все кандидаты на губернаторскую должность, зарегистрированные областным избиркомом, успешно преодолели "муниципальный фильтр". Это механизм, призванный обеспечить прохождение в список претендентов людей, которые пользуются широким доверием на местном уровне, сумели себя зарекомендовать как управленцы, политики, хозяйственники. Идея в том, чтобы в число кандидатов попадали только те, кто хорошо известен своими деловыми качествами в регионе. Как видим, данный механизм адекватно функционирует, позволяя принять участие в выборах всем кандидатам независимо от их партийной принадлежности».
Механизм «муниципального фильтра», разработанный на основе мировой практики, применяется в России с 2012 года. Федеральные нормы предусматривают, что кандидата в губернаторы должны поддержать от 5% до 10% муниципальных депутатов субъекта РФ – каждый конкретный регион самостоятельно решает, каким будет упомянутый процентный порог. Конституционный суд РФ признал принцип «фильтра» конституционным, установив, что его применение «будет способствовать развитию единой системы публичной власти, а также будет способствовать выдвижению негосударственных политических сил».
Согласно региональному закону «О выборах губернатора Мурманской области», в пользу кандидата, выдвигаемого на этот пост, свои подписи должны поставить как минимум 7% от всех депутатов местных органов власти. Как постановил региональный избирком, в ходе нынешних выборов число таких подписей должно быть не ниже 34. При этом депутаты, поддержавшие кандидата в губернаторы, должны представлять не менее чем три четверти (то есть 13 из 17) административно-территориальных единиц субъекта. Следует отметить, что в России депутат может отдать свою подпись только одному кандидату. Именно поэтому установлен не только минимальный, но и максимальный порог для собранных подписей (в Мурманской области он составляет 36) – это сделано для того, чтобы их хватило всем кандидатам.
Рабочая группа ОП РФ по общественному контролю за голосованием проанализировала, как прошел этап выдвижения.
Доклад, подготовленный рабочей группой, представил ее руководитель Максим Григорьев. Авторы документа констатируют: вовлеченность политических партий в избирательный процесс заметно выросла. Если на губернаторские выборы 2019 года своих кандидатов выставили чуть больше половины партий (52%), то сейчас в этот показатель в тех же регионах достиг 80%. Участие в выдвижении кандидатов на выборах всех уровней приняли все 23 реально функционирующие политические партии страны.
На сегодня большинство политических партий России действуют в поле консенсуса по ключевым вопросам обеспечения национальных интересов. В свою очередь, партии, находящиеся вне этого консенсуса, демонстрируют постоянное сужение электоральной активности. В целом, политическая система РФ устоялась и работает, резюмируют авторы доклада.
С этим тезисом согласен Павел Пирогов, кандидат юридических наук, член Мурманского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»:
«К настоящему времени ключевые элементы избирательного механизма, реализованного в стране, прошли все необходимые донастройки. А партийные организации освоились в этой системе и научились добиваться нужного им результата. Все это – свидетельство зрелости и самой модели, и участников политического процесса. Интересный тренд этих выборов – более широкое участие непарламентских партий. Они деятельно заявляют о себе, выставляя своих кандидатов, в том числе и на губернаторские кресла. Так, в Мурманской области за пост главы региона поборется представитель Российской партии пенсионеров за социальную справедливость. Это – своего рода проба сил непарламентских партий перед думскими выборами 2026 года».
ОП РФ подписала соглашение с российскими НКО об организации общественного наблюдения на выборах.
Для обеспечения участия представителей гражданского общества в наблюдении за ЕДГ-2024 Общественная палата и некоммерческие организации заключили соглашение о взаимодействии. Согласно документу, стороны будут сотрудничать при подготовке общественных наблюдателей, организации общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также при осуществлении мониторинга СМИ и соцсетей на предмет появления в них непроверенных или ложных сообщений о выборах.
На данный момент соглашение подписали представители 47 общественных объединений. Среди них – Союз женщин России, Российский союз молодежи, Федерация независимых профсоюзов России, Ассамблея народов России, Российское общество «Знание». Аналогичный документ будет заключен между региональными отделениями НКО и общественными палатами регионов.
Соглашение изначально задумано как открытое: к нему смогут присоединяться и другие организации, заинтересованные в том, чтобы избирательный процесс проходил под общественным контролем.
Многосторонние документы такого рода являются важной составляющей прозрачности выборов, считает Вадим Федоров, заведующий кафедрой общественных дисциплин Мурманского филиала РАНХиГС.
«Подобные соглашения уже доказали свою эффективность в ходе предыдущих электоральных кампаний, поэтому логично, что практика их заключения не только продолжается, но и будет развиваться дальше.
Соглашения между НКО по контролю за выборами помогают консолидировать общественные силы России вокруг того принципа, что избирательный процесс должен носить, во-первых, законный, а во-вторых, открытый характер. При этом участие гражданского общества укрепляет доверие людей к результатам выборов, народным избранникам и как результат – к самим государственным институтам».